Метлах

«Метлах. В поисках утраченной технологии»

«что такое метлах?», «напольная метлахская плитка», «воссоздание и обработка метлахской плитки», «реставрация метлахской плитки», «метлахская плитка» «Искусство бросает вызов технологиям, а технологии вдохновляют искусство» Омар Бредли Пожалуй, сложно найти более интересную и запутанную историю, чем поиски утраченной технологии – «метлах». Эту, окутанную легендами «тайну» создания сверхпрочной плитки, подобно поискам «философского камня», то забывали, то восстанавливали на протяжении столетий! То, что сейчас называется «метлахской плиткой» делали и в XII и в XV, и в XIX веке и продолжают воссоздавать в XXI веке. Даже само ее название – «метлах» требует отдельного разъяснения. Рассказать о «метлахе» не возможно без глубокого погружения в историю. Но, обо всем по порядку!

Что такое «метлах»?

О существовании «метлахской плитки» было известно еще со времен раннего средневековья, это название знают и сегодня, но далеко не все понимают, какой оно имеет смысл? «Метлах» - название небольшого немецкого города, в котором во второй половине 19 века находилось производство широко известной компании - Villeroy & Boch, являвшаяся в царское время одним из главных поставщиков Русского Императорского Двора. Клеймо места изготовления на каждой плитке фирмы сделало название «метлах» нарицательным. К началу 20 века вся плитка такого вида в России стала назваться – «метлахской», вне зависимости от места производства и завода-изготовителя. Дело в том, что в истории этот случай не редкий, а скорее «классический». Так, с XVIII века «гобеленами» в Российской Империи стали называть все шпалеры, а не только те, что было выполнены на мануфактуре, принадлежавшей семье Гобеленов во Франции. Мы привыкли называть «ксероксом» каждый копировальный аппарат, «джипом» – любой внедорожник и т.д. Вторая половина XIX века в России связана с большим ростом масштабов строительства. Нам известны и отечественные заводы по изготовлению подобной по технологии «метлахской плитки» – Харьковский завод барона Бергенгейма, Варшавская фабрика Долгополова, товарищество «Строитель» и С.Р. Пинес в Санкт-Петербурге, завод ABO в Финляндии и мн.др. «Метлахская плитка» – это керамическая, неглазурованная плитка для пола, с проникновением цвета вглубь плитки, с водопоглощением не более 3,5%, износостойкостью не более 0,18 г/см2 (ГОСТ 6787-2001). Высококачественные пластичные, огнеупорные и тугоплавкие глины – это основное сырье для производства метлахских плиток. Шликерный способ приготовления порошка используют для производства многокомпонентных масс. Готовый шликер помещают в сушильную камеру, где он обезвоживается до заданных параметров. Затем пресс-порошок измельчают и помещают в бункер на хранение. Таким же способом производят и цветные пресс-порошком. Засыпка пресс-порошка осуществляется в только ручную! Процесс прессования происходит на гидравлических прессах в специальных металлических пресс-формах. Отпрессованную плитку вынимают из пресс-форм и бережно укладывают на стеллажи. На одном из последних этапов плитку помещают в камеру для сушки по заданному режиму. После всего уже высушенную «метлахскую» плитку зачищают и отправляют на обжиг при температуре не менее 1200 ºС. История «метлахской плитки» В истории «метлахской плитки» выделяют три больших периода: «до метлаха», «средневековье. IX век» и «Викторианская эпоха, gothic revival, строительный бум и МОДЕРН».

Период «ДО МЕТЛАХА»

История метлахской технологии берет свое начало еще в «золотую» эпоху Античности, когда мрамор был дешевым и доступным материалом, его использовали для любого строительства. В Европе же вместо мрамора начали выкладывать полы из геометрических частей плитки разных цветов, которые и называли «cut tiles». Да, это и был первый керамический вариант «метлахской плитки», который можно назвать близким к современной технологии. Из-за того, что пигменты, как и специи, были очень дорогими, цвета такой плитки были в основном естественными – местных глин, обычно низкого обжига. Напольную мозаику «cut tiles» иногда просто наламывали от большого куска. До IV – IX века на территории Европы плитку делали из местных цветных глиняных масс, в основном техникой «rellief tile», что означает в переводе ­­- «рельефная плитка» или «плитка с выступающим уровнем изображения».

IX ВЕК. Средневековье

В IX веке начался новый рассвет истории и культуры Европы. В этот период рельеф стали заполнять не смоляной мастикой (она быстро вымывалась), а глиной контрастного цвета, а потом поверхность выравнивали. Эту технику назвали ­­­– «inlaid tiles», что и является правильным названием «метлахской плитки». Именно плитки этой технологии мы видим на сохранившихся полах средневековых храмов и монастырей. Отметим, что в основном для фона брали глину красного цвета, потому что она была дешевле, а для рисунка – белую. Такие плитки покрывали тончайшим слоем свинцовой прозрачной глазури и обжигали в один обжиг. Брака в тот период было много! Точность и геометрическая ровность изображения в то время мало беспокоила авторов. Если проверить средневековую плитку по современным стандартам, то в каждой плитке, даже прошедшей контроль, был тот или иной элемент брака. Как правило, заполненные другой глиной элементы, просто отваливались или после сушки или после обжига. Только прошедшие контроль керамические плитки отбирали для украшения церквей и храмов, остальные же до сих пор лежат возле фабрик или вдоль рек.

«Викторианская эпоха» и «gothic revival», «строительный бум» и модерн

К периоду «строительного бума» на территории Европы и России традиционно относят конец XVII века – до конца XIX века, кульминация его по праву считается 1850-е года. «Воскрешение» традиций «метлахской плитки» связано, в первую очередь, с Великобританией, которая с XVI века становится «владычицей морей», добравшейся до богатств Индии и Америки. Сверхпрочная, удобная в использовании, долговечная и красивая «метлахская плитка» отвечала новым требованиям времени. Да, в этот период произошел «переворот» в отношении к ежедневной жизни, к жилым и публичным пространствам. С появлением новых стандартов и архитектурных идей, дома и квартиры горожан стали больше и более приспособлены для комфорта человека. В XIX веке уже окончательно дома стали специально планировать под человека, отходя от «традиций» воплощения абстрактных архитектурных идей. Кроме удобства, были и эстетические основания для массового применения плитки. Величайшие морские державы ­- Британия и Франция начиная с XVII века по середину XX века стали во главе огромного количества колоний по всему миру. Именно оттуда, из удаленных и экзотических уголков земли вывозились художественные объекты и идеи строительства. Безусловно, на европейских архитекторов не могло не оказать влияние массовое использование плитки и ее специфических техник в среднеазиатском, ближневосточном, китайском и японском, индийском массовом строительстве. Но, новое «воскрешение» метлахской технологии связано с проектами в «псевдоготическом» стиле, для которых необходимо было показать исконно европейскую плитку. Главная проблема заключалась в одном – делать её уже никто не умел! Технология была утеряна. В этот период подъема массового строительства в Европе поняли, что создание керамической плитки – это дорогостоящий процесс. В эту эпоху первыми метлахскими плитками были плитки, выполненные из фарфора, который европейцы делали по собственному рецепту, т.к. «правильного» китайского они не знали. Первое, что было сделано - снижен процент брака, в основном благодаря использованию гипсовых блоков для тиснения вместо деревянных, и шликера на щёлочи - вместо шликера на воде. Да, после этого процент брака снизился до 15-25%. В эпоху промышленных революций была придумана порошковая глина, а если быть более точным – гранулированная. Маленькие гранулы снаружи сухие и их можно насыпать в разные формы, как песок. Это разительно убыстряет процесс! Гранулы внутри сохраняют примерно 8% влажности и при сильном прессовании соединяются в единую монолитную массу. При этом можно было использовать шамотные массы, что и дешевле и лучше по износостойкости! Да, этот вид плитки почти не усаживался при сушке, а значит, почти не было искажений пропорций и количество брака значительно уменьшалось. Эта плитка и намного быстрее сохла и была менее капризна в процессе сушки. Самое главное, что было сделано – производительность выросла в разы, на зарплатах сэкономили, количество брака и отходов было уменьшено! После нового «воссоздания» процесса метлах начали производить большими партиями. Открывалось большое количество производств. Окрашенные гранулы засыпали в формы с латунными разделителями, потом форму вынимали, дополняли базовой глиняной массой и прессовали. Такая технология использования гранулированной массы позволяла создавать красивые многоцветные плитки! Долгое время, «метлахской» плиткой называли цементные плитки – «cement tile», которые были изобретены благодаря формуле усовершенствованного цемента в этот же период, когда производители искали возможность снизить себестоимость. В Европе использовали ту же технологию, заменив глину цементом. Сначала «cement tile» производили на юге Франции, где в то время рабочая сила была дешёвая, а потом производства перенесли в колонии Марокко и Тунис. Технику «тераццо» тоже иногда называют «метлахом», несмотря на то, что это одна из разновидностей бесшовного мозаичного пола, который создается исключительно из материалов, таких как известь, цемент, камень, мрамор. Очень часто «метлахом» называют и «терракоты», и мозаику из цветных глин, и клинкерную плитку, и плитки с ангобным покрытием или ангобной печатью изображения. К смене веков придумали «print tiles» - усовершенствованную технологию печати на плитках. Сначала печатали через шаблон колорированной массой больше похожей на шликер, то теперь стали печатать оксидами с помощью методов шелкографии или тампопечати (и сейчас промышленные производства применяют этот метод) на «бисквите» - частично обожжённой плитке. Только и истираться она стала быстрее – если средневековые образцы до сих пор лежат на полах аббатств, то полы конца XX века в проходных местах постепенно стираются. В течение многих лет мастерская ООО «Образъ» занимается возрождением классического способа производства метлаха по технологии 19 века. Мы восстанавливаем утраченные фрагменты ковров из метлахской плитки с учетом многообразия рисунка, цвета и технологии на объектах культурного наследия памятников истории и культуры. (https://volchuksergei.livejournal.com/6773.html)